InternetSobor (agafa_angel) wrote,
InternetSobor
agafa_angel

Несколько замечаний для вл. Диомида

Несколько замечаний по поводу "Открытого ответа Преосвященного Диомида, епископа Анадырского и Чукотского, последователям русских зарубежных юрисдикций".

 

Поскольку в своем "Открытом ответе" от 21 ноября/04 декабря 2008 года  Преосвященный Диомид пишет о Русской Зарубежной Церкви, обвиняя ее в различных отступлениях и даже ересях,  я вынужден сделать несколько замечаний самого общего характера.

 

Лично у меня вызывает смущение то обстоятельство, что Владыка Диомид весьма легко, на мой взгляд, обращается с понятием "ересь". Я привык считать ересью лжеучение, которое, согласно 15 правилу Двукратного Собора, "осуждено святыми соборами или отцами". Если заходит речь, скажем, о ереси "цареборчества", то пусть укажут, какими Святыми Соборами или общепризнанными отцами Вселенского Православия эта ересь была осуждена. Мне об этом ничего не известно. Вопрос об имевшем место соборном осуждении крайне важен, поскольку, если таковое учение прежде соборно осуждено не было, то, отделившиеся от своего священноначалия под предлогом этой не осужденной ереси, подпадают под первую часть 15 Правила Двукратного Собора: "Аще который пресвитер, или епископ, или митрополит, дерзнет отступити от общения с своим патриархом, и не будет возносити имя его, по определенному и установленному чину, в божественном тайнодействии, но прежде соборного оглашения и совершенного осуждения его, учинит раскол: таковому святый собор определил бытии совершенно чужду всякаго священства". Говоря к слову, вероучение Греческого Старостильного Синода митр. Киприана полностью соответствует духу и практике Православной Церкви. Нельзя самому выдумать ересь, и на основании этой выдумки отделяться от своего священноначалия.

 

Поскольку на Поместном Соборе 1918 года не было осуждено имябожие как ересь (хоть таковое осуждение готовилось), мы должны терпеть в ограде Церкви и имябожников, если они не смущают своей деятельностью паству и не повинны в учинении смуты, оставляя исповедуемое ими вероучение на Суд Божий (следует заметить, что важно принципиально различать имябожие, имяславие и имяборчество, из которых только имяславие можно рассматривать как учение вполне православное).

 

Также весьма не убедительно утверждение Преосвященного Диомида о том, что в Церковь можно быть принятым, так сказать, заочно, "даже без участия Православных священников". Здесь владыка утверждает, что можно быть еретиком, но, покаявшись "принародно" в ереси, автоматически оказаться снова в Церкви. Так не бывает, поскольку каяться надо перед лицом Церкви, и быть принятым в ее лоно. Если следовать рассуждениям владыки, то получается, что он допускает такой временной период, в который Церковь может исчезнуть с лица земли, впав в ту или иную ересь. А группа из покаявшихся еретиков, впоследствии, вновь ее восстанавливает. Однако это противоречит словам Христа: "Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее" (Мф 16.18). Так быть не может. Церковь не может "прерываться", она всегда есть, только надо найти в себе духовные силы признать, что не из нас одних она может состоять. Еретик, осознав, что находится в еретическом сообществе, должен искать Церковь и, найдя ее, покаяться в ереси и быть принятым в ее лоно. Это единственный путь к Богу. Создавать, или воссоздавать церковь на пустом месте ("яко Феникс из пепла"), будто подлинная Церковь умерла, и ее уже нет во всей Вселенной, свойственно даже не еретикам, а исключительно сектантам.

 

Должен также сказать, что сложные чувства вызывает сама по себе позиция, занятая Преосвященным Диомидом, как судии и мерила истины вообще над всей Русской Церковью, ее Соборами и законно вынесенными Постановлениями. Такого дерзновения я не припомню ни у одного русского иерарха нового времени. Разве что митр. Сергий (Страгородский) может составить слабую конкуренцию. Я искренне желаю успехов Владыке Диомиду в его стремлении отстаивать церковную правду. И очень бы не хотелось, чтобы в основании предпринятого благого дела лежали столь грубые ошибки.

 

+ Митрополит Агафангел

25 ноября/8 декабря 2008 года,

Священномученика Климента, еп. Римского.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 33 comments