agafa_angel (agafa_angel) wrote,
agafa_angel
agafa_angel

Category:

Богослужебные особенности РПЦЗ - 3

О каждении.

Каждение за богослужением бывает полное и малое.

Полное каждение бывает только на Вечерни, Утрени и на 6-м часе. На Литургии полного каждения не бывает (исключение только на Пасху во время пения Пасхального канона). Сначала  полностью кадится алтарь: диакон кадит Престол с четырех сторон, затем Горнее место, иконы по сторонам южной, северной и западной, также кадит братию в алтаре – сначала всех стоящих на южной стороне, затем на северной. После кадится храм: диакон выходит на солею северной дверью и кадит иконы иконостаса южной и северной сторон, клиросы, молящихся и (спустившись с солеи), весь храм, обходя его по кругу, начиная с икон на южной стороне солеи (переходя с южной стороны на северную, остановившись, кадит в сторону алтаря) и заканчивая каждение храма пред Царскими вратами. Кадит их, затем икону Спасителя в иконостасе и икону Божией Матери, входит в алтарь южной дверью, кадит Престол с восточной стороны, горнее место, предстоятеля и, помолившись на горнее место, отдает кадило пономарю. Так кадят на Утрени (на Утрени 2 раза совершается полное каждение – в начале и на Господи, воззвах), и на Вечерни (на Вечерни также 2 полных каждения – на полиелее и на 9-й песне канона). На полиелее полное каждение начинается с центра храма, куда выносится бывшее на престоле Евангелие или икона праздника или святого. Приступая к каждению храма, спустившись с солеи, не принято кадить икону на центральном аналое, поскольку она там по уставу вообще не предусмотрена (только в особых случаях – до отдания праздника, или если в центре положено быть Кресту или Плащанице – тогда каждение храма начинается с них).

Малое каждение бывает только на Божественной Литургии. На Всенощном бдении (Вечерни и Утрени) малого каждения не бывает. Во время малого каждения кадятся Престол, жертвенник, Горнее место, иконы в алтаре, затем выйдя на солею, иконы на иконостасе, затем снова, войдя в алтарь, братия и, наконец, выйдя на амвон, люди в храме. После чего, не спускаясь с солеи, покадив образам Спасителя и Божией Матери по бокам Царских врат, диакон входит в алтарь, кадит Престол с восточной стороны, Горнее место, предстоятеля и, помолившись на Горнее место, отдает кадило пономарю.

При служении без диакона все выше указанные действия священник совершает сам, только каждение оканчивает покадив Престол с восточной стороны.

Также бывают особые прилучившиеся каждения: в начале литии (кадится иконостас и, с солеи,  предстоятель), каждение в конце литии - перед благословением хлебов, пшеницы, вина и елея; каждения во время чтения 12-ти Евангелий на Страстной седмице и другие. Они совершаются редко и о них есть особые указания в типиконе.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments