InternetSobor (agafa_angel) wrote,
InternetSobor
agafa_angel

Category:

Главная причина нестроений в современном православии (2021)

Дополнение к докладу "Современное состояние русского православия" от 9 августа 2021 года.

Характерное отличие современной жизни в том, что мир ускоренно меняется — от климата до окружающего нас быта. Вместе с изменяющимся миром ускоренно меняются и люди (по крайней мере в т.н. развитых странах). Даже в восприятии людей мир стал иным — из реального, Богом созданного, он переместился в виртуальную (компьютерную) область в которой царствует не Бог, а программист (или тот, кто стоит за программистом). Включённые в искусственный компьютерный мир, легко манипулируются создателями программ и их режиссёрами. Человек отошёл от внутренней жизни своей души и стал частью жизни во вне, произошла трансформация — от человека, ведущего самостоятельную духовную жизнь к человеку-приложению к внешней информации.

* * *

Мы знаем, что Христа надо искать в себе, в своём сердце. Отход от своей внутренней жизни влечёт изменение духовной сущности человека — самостоятельная молитва и даже чтение литературной классики сменились внешними остросюжетными и бездуховными действами. Всё происходящее, конечно же, влияет на общий религиозно-нравственный и интеллектуальный уровень как каждого отдельного человека, так и всего человечества.

Современное изменение мира и человека, в целом можно охарактеризовать как удаление от Христа.

Это касается всей жизни человечества, а также, к сожалению, жизни Церкви. Все религиозные объединения секуляризируются (обмирщвляются) и фактически уже стали не религиозными, а общественными (коммерческими, политическими, некоторые даже террористическими) организациями.

* * *

Если раньше от первых христиан видимо и ощутимо исходил мир и благодать Святаго Духа, то сейчас в душе называющих себя христианами, в подавляющем большинстве своём, суетливость и пустота. К сожалению, за последние 20 лет перевернулась страница поколений верующих людей, и уже нет не то, что архиереев, но и священников, нет даже мирян, о которых некоторые из нас ещё помнят. Мы всё дальше и дальше удаляемся от Христа. Ещё недавно было принято делить христиан на церковных и нецерковных. Церковность нужно понимать, как полную преданность Христу. Такое впечатление, что в наше время число нецерковных во много крат умножилось, а церковных почти уже не осталось, за очень малым исключением.

* * *

Всё сказанное, конечно же, касается также "альтернативного православия". Главной причиной того, что не происходит объединения всех более или менее здоровых его частей является то, что среди епископата, духовенства и паствы утрачена церковность, которая была в РПЦЗ все годы её существования. Нет архиереев, подобных нашим четырём Первоиерархам, нет множества архипастырей и пастырей РПЦЗ, имена которых мы все знаем, приснопамятных и ещё совсем недавно живших. Духовный, интеллектуальный и нравственный уровень тех, которые сегодня входят в число духовенства в "альтернативном православии", к большому сожалению, опустился чрезвычайно низко, среди них нет не то, что ни одного настоящего лидера, но нет даже никого, кто бы привлекал к себе хоть какое-то серьёзное внимание.

Мы предприняли все возможные и невозможные усилия для попыток установить контакты между группами, вышедшими из РПЦЗ. Я не представляю, что ещё можно сделать в этом направлении: кроме наших многочисленных обращений, можно было бы ещё предложить создать конференцию, которая бы собирала разных представителей "альтернативного православия" — но мы уже имеем такую конференцию "Пути РПЦЗ в современном мире" и она оказалась непродуктивной в плане контактов разных групп. Возможно, можно попробовать делать видеоконференции, однако есть большое сомнение, что будет польза. Не привёл к ожидаемому результату и наш проект "Интернет Собор", который изначально был предназначен для обмена мнениями представителей разных групп "альтернативного православия" в интернете.

В современном православии нет сейчас никого, кто хотел бы и мог поднимать вопросы общецерковного уровня. Все молчат, — будто нечего сказать своей пастве в наше апостасийное время, ни у кого нет достаточных духовных сил, чтобы её ориентировать и сплотить в условиях наступления глобализма и появления всё новых вызовов и соблазнов. В наше время, духовно несостоятельные архиереи и священники умножились количественно и распределись по тем или иным группировкам, а поскольку они безответственны, то их некому поставить на соответствующее место. И это их устраивает.

"Зажегши свечу, не ставят её под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме" (Мф 5.15). Где эти светильники, которые бы светили всем в доме Божьем?

С этим ничего не поделаешь — единственный только Бог может призвать и поставить Своего пророка, а не мы, грешные, своими немощными усилиями. И если нет сегодня такого пророка, то значит, мы все его недостойны и безсильны его вымолить. В своё время, в РПЦЗ остро чувствовали отсутствие лидера, который мог бы объединить всю эмиграцию: "И нѣ́сть во вре́мя сіе́ нача́льника, проро́ка и вожда́" — с горечью восклицала вся наша Церковь. Митрополит Антоний и другие наши иерархи безусловно, были лидерами, но духовными, а это в то время, к сожалению, казалось недостаточным. Отсюда, например, поддержка Императора в изгнании и несбывшиеся надежды под его покровительством сплотить русских людей и собрать освободительную армию. Но Господь не дал нам столь чаемого гражданского вождя, но, как сейчас видим, мы имели тогда больше — духовных вождей, которых мы, в сущности, не рассмотрели, не узнали и все не сплотились вокруг них, подобно тому, как народ иудейский в жажде обрести царя, не узнал и не принял Христа.

Спаситель говорил Апостолам, и в их лице православным епископам: "Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь её солёной? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить её вон на попрание людям" (Мф 5.13). Сегодня мы видим, что современное духовенство духовно упразднилось, "самовыбросилось вон" и вымирает. Причём, это в лучшем случае, поскольку в худшем — мы видим архиереев и духовенство, которые собственными руками сознательно додушивают свою малочисленную паству, возможно даже, в угоду Московской патриархии и тому, кому она служит. Тот факт, что на наши обращения, начиная с 2007 года, нет ни одного конструктивного ответа, вполне об этом свидетельствует. Потому из сказанного следует единственный вывод — нам уже не следует ждать никаких изменений или конструктивных предложений в этой области. Сегодня, по факту, не кому и не с кем объединяться.

Мы не должны себя обманывать. Но мы должны думать о своих действиях, в связи с этим, уже вполне осознанным, фактом. Потому мы все силы должны направить на улучшение и оздоровление своей собственной внутренней духовной жизни, пока она ещё теплица пред очами Божиими.

* * *

На наших глазах исполнилось пророчество Серафима Саровского: "Мне, убогому Серафиму, Господь открыл, что на земле Русской будут великие бедствия: Православная вера будет попрана, архиереи Церкви Божией и другие духовные лица отступят от чистоты Православия и за это Господь тяжко их накажет. Я, убогий Серафим, три дня и три ночи молил Господа, чтобы он лучше лишил меня Царствия Небесного, а их бы помиловал. Но Господь ответил: 'Не помилую их, ибо они учат учениям человеческим и языком чтут Меня, а сердце их далеко отстоит от Меня'."

Вот в чём главное наше бедствие: "сердце их далеко отстоит от Меня". Прости нас, Господи!

Сегодня весь мир уже превратился в духовную пустыню — "найду ли веру на земле?" (Лк 18.8). Но здесь же мы от Господа слышим слова утешения о этих временах: "Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? сказываю вам, что подаст им защиту вскоре" (Лк 18.7-8). Чтобы надеяться нам на помощь Господа, следует взывать к Нему "день и ночь" и помнить, что кроме Бога нет и не может быть защиты от нашей духовной погибели. Возможно, в последние времена Господь упраздняет опоры в миру́ для того, чтобы мы искали опору только в Нём. Мы и сейчас имеем всё, что необходимо для нашего спасения, только дай нам сил, Господи, воспользоваться подаваемой Тобой спасительной благодатью! "Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную" (Ин 6.47) — что может быть иной целью нашей жизни, кроме как иметь жизнь вечную в Боге?

Потому мы не должны с унынием констатировать, что вокруг всё плохо, а с радостью исполнять спасительные указания, данные нам Самим Господом.

"Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения!" (2Кор 6.2).

+ Митрополит Агафангел

2021 год

Tags: рпцз
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments