InternetSobor (agafa_angel) wrote,
InternetSobor
agafa_angel

Category:

ВОСПОМИНАНИЯ ОБ ИЛЬИНСКОМ СКИТЕ НА СВЯТОЙ ГОРЕ АФОН 1986-1992 Ч.5

48.jpg
Ипод. Николай Шевельчинский (продолжение)

Когда необходимо было сделать какую-либо специфическую или сложную работу, всегда можно было найти специалиста в любой области. Не редко заходили миряне в поисках работы и о.Серафим обычно никому не отказывал. Ещё в скиту работали иногда два заезжих работника Петрос и Павлос. Петрос жил в Салониках и приезжал на Афон в поисках покоя и умиротворения от супруги, которая ревностно увлеклась свидетельством Иеговы. Он был добродушен, но не очень церковным. Ситуация с женой его весьма удручала не столько из-за её непонятных отклонений, сколько из-за того, что его доставали странными и непонятными духовными проповедями. Ну и конечно, лишняя драхма никогда не мешала.
Петрос и Богослов разбирают лук.





Павлос был профессиональным огородником из соседней деревни и, так же как Богослов прекрасно выполнял любые работы, только был куда более приветлив в общении и работе. Сам Богослов, похоже, не возражал, когда они появлялись, нисколько не опасаясь за своё место, ибо считал себя незаменимым. К тому же, ему нравилось, когда было с кем посидеть после работы, коротая скучные вечера, и, за неимением иных развлечений, выпить по рюмашке ракички собственного производства.
Павлос ещё был заядлым охотником и иногда по вечерам, когда темнело, уходил на охоту на диких кабанов. Чаще всего возвращался ни с чем, но однажды, где-то ближе к Пантократору ему повезло. Утром я ему помогал дотащить убитого кабана из леса до дороги.
49.jpg
По центру над кабаном виден Ильинский скит.
С уходом Богослова мне достался в послушание огород и первым делом я наконец то смог приобрести чёрные огородные шланги. Павлос в этом деле мне очень помог.
50.jpg
И.Николай с русским паломником из Бельгии в огороде с новыми поливными шлангами
Богослужения в течение всего года совершались в трёх храмах. В пасхальньную ночь и до отдания Троицы служили в главном Ильинском соборе. Оттуда переходили в летнюю церковь в честь Тихвинской Б.М. А с началом рождественского поста, когда уже приходилось отапливать, переходили в маленькую митрофановскую церквушку, в которой была печка. Ещё в одном из корпусов была небольшая благовещенская церковь, в которой служили только на престольный день. При переходе из одного храма в другой главная святыня скита - Тихвинская икона всегда также переносилась.
Эта икона 24 апреля 1877 года начала обильно источать слезы. Это было замечено только один день. Позже стало известно, что именно в этот день началась русско-турецкая война. С тех пор эта икона особо почиталась и каждое воскресенье после вечерни перед Её образом пелся акафист.
51.jpg
Со свечой монах Вениамин. Икону несут иеромонах Иоанн и архимандрит Серафим
52.jpg
Со свечой м. Антоний. Икону несут иером.Иоанн (Берзинш) - ныне епископ Южно-Американский и паломник Сергей Дробот (джорданвилец), за ними послушник Олег из Джордпнвиля
Одним из самых ответственных общих послушаний был - сбор маслин. Обычно это происходило поздней осенью, когда уже бывало дождливо. Два человека длинными палками били по веткам (что, согласно некоторым, считалось не очень полезным для дерева п.ч. отламывалось много молодых веток), и маслины вместе с листьями оказывались на больших расстеленных под деревьями тряпках. Затем всё содержимое сволакивалось в кучу, и отцы садились вокруг очередной кучи и отделяли маслины от листьев. Деревьев в скиту было много и весь процесс занимал более 2-х недель. К концу сбора маслины, собранные ещё в первые дни уже начинали плесневеть в пластиковых мешках. Мне объяснили, что из-за этих испорченных маслин повышается кислотность в масле (уровень кислотности всегда указывается на бутылках). Для лампад это даже хорошо, лучше горели, но, вот, язвенникам - не полезно. Поэтому очень желательно было ускорить процесс сбора.
53.jpg
54.jpg
Только на третий год кто-то из греков рассказал об очень простом и гениальном устройстве, благодаря которому процесс ускорился ровно в два раза. Я даже не мог предположить, что такое простенькое устройство держалось от нас в тайне, иначе, полагал я, наш Богослов наверняка бы знал об этом. В этом устройстве маслины вместе с листьями высыпались на железные прутья, как на решето, скатывались вниз, и таким образом отделялись от листьев, которые проваливались сквозь прутья на землю.
55.jpg
По окончании сбора приезжал огромный трактор и забирал весь урожай. Городская маслобойня забирала свою долю, а в скит доставляли 8-10 бочек вкуснейшего масла. Такое первосортное, или, как указывают на бутылках в магазинах, масло исключительной девственности (extra virgin), значительно улучшало вкус любой еды. Дважды за шесть лет урожая совсем не было. Но в урожайные годы масла было так много, что недостатка в нём никогда не было.
56.jpg
Скит Ксилургу или Богородицы с видом на Ильинский скит и Афонскую Гору
В относительной близости от скита, по афонским меркам, находилась старейшая русская обитель - скит Ксилургу, принадлежавший Пантелеимоновскому монастырю. Много лет там проживал только один из отцов монастыря, иеромонах Иаков. В те годы в обители была разруха, обветшание и полная мерзость запустения. Отец Иаков очень печалился, что про него и обитель забыли и совсем не помогали её содержать. Но Пантелеимоновскому монастырю в те годы было не до скита. Когда у нас гостили русские паломникики из зарубежья, мы старались с ними навещать о.Иакова. К сожалению, предпринимая эту прогулку, и, за неимением современных способов связи, никогда не знали заранее, если застанем отца в скиту.
57.jpg
Отец Иаков показывает на развалившуюся келию в скиту "Богородицы "
58.jpg
Карулья. Первая келья от пристани - о.Симеона. Сверху келья о. Харитона. Между ними в кустах едва виднеется келья о.Стефана
У нас всегда была очень тесная дружба с отцами, подвизающимися на Карульи. Во все годы моего проживания на Афоне там безсменно проживали три отца: грек монах Харитон и два серба - архим.Стефан и монах Симеон. Мне часто доводилось там бывать, особенно когда приезжие паломники просили сопровождать их по св. Горе. Отец Харитон своих отцов-соседей именовал не иначе как "Стефаничка" и "Семёнска", а себя - "Харитонска". В быту и общении карульцы были дружелюбны и страннолюбывы, но вместе не сослужили, хотя все были непоминающими. Отец Симеон приезжал причащаться в наш скит, о. Харитон общался с какими-то старостильниками-греками, а о.Стефан служил сам. Когда о.Стефана осторожно спрашивали, а разве можно бож. литургию - общее дело- служить в одиночку, он всегда отвечал: "время такое наступило…, тяжёлое время…, последнее время…, ангелы поют на небеси...", как бы, намекая вопрошавшему, что ангелы невидимо ему сослужат.
Весьма характерный, но и печальный пример отношений многих непоминающих, когда два соотечественника, оба зилота, и, проживающие в каких-то 15-20 метрах от друг друга, не имеют литургического общения. В результате о. Симеон был вынужден в праздничные дни предпринимать долгий путь из Карульи в Ильинский скит - утром выезжал и только к вечерни добирался.
59.jpg
Архимандрит Стефан срывает голыми руками колючие плоды опунции - великое утешение для пустынников. Этот фрукт можно сравнить с гранатом и грушей
60.jpg
Схимонах Харитон
61.jpg
Схимонах Симеон
62.jpg
В келии о. Симеона
Частым гостем в скиту был - иеродьякон Пахомий. Он приехал из России на Афон с одной из групп ещё в 70-х из Почаева. Не уверен, сколько прошло времени, когда он решил зилотствовать, отделившись от братии Пантелеимоновского монастыря, перебравшись в Старый Руссик, где и прожил самостоятельно до самой своей кончины. Но там он бывал редко, предпочитая бродить по разным обителям, преимущественно, славянским. И в скиту у него была своя келия, когда он заходил. В скиту он жил столько, сколько хотел, но не долго. Правда, он никогда не причащался, поскольку был священнослужителем и о.Серафим для этого требовал полного перехода, на что, видимо, о.Пахомий не решался. Он был весьма словоохотлив и говорил на любую тему с такой властью и убеждением, что возражать было бесполезно. Самой его излюбленной темой был - календарный вопрос. Он настолько глубоко докапывался до астрономических и богословских аспектов календарного вопроса, что поспеть за ходом его мысли было совершенно нереально.
63.jpg
Иеродьякон Пахомий в Старом Руссике
Евангельские слова: "поражу пастыря и рассеются овцы" (Мф.26:31), как мне представляется, очень подходят к ситуации с непоминающими, старостильниками, катакомбниками и прочими "раскольниками". Хотя нынче некому "поражать пастырей", так что они довольно успешно и твёрдо восседают на своих кафедрах, однако "поражены" они духовно-сомнительными заблуждениями, лжесоборностью и поползновениями в сторону Запада, из-за чего и "рассеялись овцы". Это "рассеяние" - многочисленные разделения, распри и разногласия между "овцами" наблюдаются практически во всех православных, юрисдикциях. Про это весьма прискорбное явление архиепископ Аверкий писал: "очень показательно, когда высшие церковные власти, производя разделения и расколы в своей собственной православной среде, ратуют за сближение и единение с более близкими по духу католиками и протестантами". Апостол называет таких лжеучителей "лютыми волками, не щадящих стадо" (Дн.20:29), о которых Господь говорил: "кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской.., (ибо) горе тому человеку через которого соблазн приходит" (Мф.18:6,7) Впрочем, поскольку мне кажется, что эта тема напрямую связана с изгнанием братии из Ильинского скита, то подробнее об этом речь пойдёт ниже.
(Продолжение следует)
Tags: рпцз
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments