InternetSobor (agafa_angel) wrote,
InternetSobor
agafa_angel

Categories:

ВОСПОМИНАНИЯ ОБ ИЛЬИНСКОМ СКИТЕ НА СВЯТОЙ ГОРЕ АФОН 1986-1992 Ч.4

Ипод. Николай Шевельчинский (продолжение)

За воротами главного корпуса проживал схимонах Харитон (Боровский). У него были какие-то русские корни, но по-русски он не говорил. Начинал в Джорданвиле в конце 70-х, но вскоре покинул монастырь: либо трудно давался русский, а тогда это было необходимым для учёбы в семинарии, либо, увлекаясь иконописью, он был более приверженцем современного византийского стиля, нежели, как он выражался, - "киприановского", главного джорданвильского иконописца.
37.jpg
В кельи у монаха Дамаскина (грек-зилот) возле Филофеевского монастыря. Брат Георгий, о.Харитон, и.Николай.

Сперва он подвизался в одной келии с греческими отцами. Хорошо овладел греческим и иконописью. Принял постриг в великую схиму, но вскоре перешёл в Ильинский скит. Потом он подвизался в другой келии с отцами, приехавшими из Америки: греческий монах, ушедший из бостонского монастыря и новоприезжий русский иммигрант. С ними ещё подвизался одно время джорданвильский послушник Макарий - нынешний епископ Георгий Австралийский. Когда та братия переехала в Хеврон, на русский участок у Дуба Мамврийского, о. Харитон опять перебрался в скит. Как раз перед самым моим приездом, о. Харитон поселился на втором этаже больничного корпуса, где были очень просторные комнаты. Он приспособил несколько комнат для жилья и иконописной мастерской. Там была очень светлая застеклённая веранда, в которой было удобно заниматься иконописью.
Одно из первых моих послушаний было - помочь ему благоустроить эти комнаты. Однако, через год-другой он опять ушёл, перебравшись к двум греческим старцам в скит св.Василия, который находился у подножья Аонской Горы. Они имели литургическое общение с митр.Киприаном из афинского монастыря свв.Киприана и Иустины, что находится в Фили. Но и там он долго не прожил, опять вернувшись в скит.
38.jpg
Старцы Максим и Василий, у которых подвизался о. Харитон. Сзади: трудник Игорь из России.
Пожалуй что, скит для него всегда оставался запасным пристанищем, куда он мог вернутся и быть принятым, как блудный сын, и о.Серафим каждый раз его радушно принимал и благословлял ему жительствовать, как ему заблагорассудится. Незадолго до нашего изгнания он вернулся в Америку и больше я ничего о нём не слышал. О.Харитон всегда усердно помогал на общих послушаниях. Ещё, будучи в миру он приобрёл опыт работы на стройке и убедил о.Серафима закупить целый комплект строительных лесов для необходимых ремонтных работ. В первый же день, когда доставили леса, мы их установили в алтаре главного соборного храма, где восточная стена со стороны моря очень нуждалась в серьёзном ремонте. После алтаря мы установили леса вокруг надвратной башни, на которой штукатурка начинала осыпаться. Это оказалось гораздо выше и сложнее потому что леса воздвигались на неровной поверхности крыши. После установления лесов обычно отцы Серафим и Иоанн взбирались с вёдрами цемента и занимались ремонтом, после чего моё послушание было - покраска.
39.jpg
Икона Богородица «Сладкое Лобзание», написанная о.Харитоном
После башни я уже легко справлялся с лесами и постепенно мы смогли перекрасить весь скит снаружи и внутри
40.jpg
Только к одной стене большого корпуса было слишком затруднительно и опасно, при наших возможностях, устанавливать леса. Поэтому о.Серафим нанял молодого смельчака-грека, имевшего опыт покраски кораблей. Он приделал доски к лестнице, подвязал саму лестницу к крыше и с хитроумными узлами сам мог себя опускать и поднимать. Поскольку он работал один ему приходилось сперва опускать одну сторону, потом карабкаться вверх по лестнице и проделывать то же самое на другой стороне. Моя задача была попроще, - я ему только подавал вёдра с краской и кисти через окна. Признаюсь, было жутко смотреть на его решимость и невозмутимое спокойствие. Высота - минимум 15 метров.
41.jpg
После работы над корпусами, мы начали огромный проект покраски куполов и крыши собора.
42.jpg
Вл. Лавр на крыше собора перед центральным куполом. На лесах паломники-семинаристы: Даниил Метленко (иерей в Австралии), Александр Котляров (протодьякон в Австралии), Евгений Григоряк (дьякон в Америке)
43.jpg
О.Иоанникий поверяет устойчивость конструкции лесов.
44.jpg
С одного и того же ракурса до и после покраски
45.jpg
В скиту также постоянно жил и работал один наёмник. Его звали Теологос, по-нашему Богослов, как я и некоторые его называли. Он был очень трудоспособен. Работал круглосуточно и круглогодично, выезжая ненадолго в свою деревню несколько раз в году. Он был моим основным учителем греческого. Один из первых "уроков" получился несколько своеобразным. У него была новая бутыль с химией и ему надо было понять, в какой пропорции размешивать её с водой для опрыскивания масличных деревьев. Он оправдывался, что там слишком мелко написано, но я подозреваю, что он просто немножко не умел читать. В семинарии мы изучали новогреческий, так что я смог медленно по слогам прочесть текст на банке, ни слова не понимая что читаю, а он, вроде бы, всё прочитанное мной понял и смог сделать соответствующий раствор.
46.jpg
Послушник Олег и и.Николай опрыскивают маслины.
День его начинался с того, что ранним утром он готовил братии обед. Потом выполнял все остальные свои работы. Поначалу работать с ним мне было сложновато. У него был свой уже годами установленный метод огородничества. А я постоянно своевольничал, изыскивая пути попроще и полегче и в его понятии, работал небрежно. Поэтому одно из первых заученных греческих слов после монашеских “простите” и “благословите", было - "тембели", т.е - лентяй. Впрочем, это меня не очень смущало, поскольку, как известно, именно лень - двигатель прогресса. Посещая разные монастыри я видел, как повсюду на огородах установлены замечательные чёрные шланги с дырочками для поливки. Это было не только удобно и экономно в смысле воды, но и гораздо полезнее для самих растений.
Наш же Богослов предпочитал делать всё по старинке, ежевечерне обходя весь огород со шлангом в руках. Когда он уезжал в свой отпуск, это приходилось делать мне.
47.jpg
Богослов показывает плоды своих трудов
Отец Харитон всегда за него ходатайствовал, уверяя о. Серафима, что его богословские труды недооценивают и, соответственно, недостаточно вознаграждают. Сам о.Харитон был убеждён, что без Богослова скит пропадёт. Однако, когда на третий год моего пребывания, Богослов всё-таки ушёл, то вопреки опасениям о.Харитона, скит устоял, сэкономив при этом кучу денег.
(Продолжение следует)
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Раскольники ещё раз раскололись

    После смерти лидера одного из расколов Дамаскина Балабанова, его последователи разделились на две группы - с одной стороны "архиереев"…

  • Христос Истинный Бог наш

    Для единства со Христом нужна православная вера. Проповедь митрополита Агафангела в Неделю Отцов 1 Вселенского Собора. Архангело-Михайловский…

  • Установлена сень над Престолом

    В алтаре храма в честь Архистратига Михаила в Одессе над Престолом установлена сень с Дарохранительницей в виде иконы Святаго Духа.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments